Стили руководства
Эффективная работа организации, полная реализация потенциальных возможностей сотрудников и коллектива в целом зависят от того, какой стиль управления подчинёнными выберет руководитель. Обычно выделяют 2 стиля руководства: авторитарный и демократический.
Идеальный стиль руководства, при котором возможно достигнуть оптимального эффекта деятельности группы, - это демократический стиль. Члены коллектива воспринимают демократичного руководителя как «одного из них». В вопросах организации деятельности он опирается на помощь других, наиболее оптимально распределяет обязанности и нагрузки, старается учесть все способности и индивидуальные склонности сотрудников. Смысл деятельности демократичного руководителя – это не только контроль и координация, но и воспитание, и обучение своих подчинённых. Такой руководитель всегда заметит усилия и успехи каждого, поощрит их и сделает достоянием гласности. Получить подобные навыки можно в школах бизнеса, например тренинги Новосибирска дают обширные знания для руководителей и менедлжеров различных уровней.
Руководитель авторитарного типа привык действовать самостоятельно и не считаться с мнением окружающих. С членами коллектива он обычно взаимодействует при помощи приказов, указаний, инструкций, выговоров и благодарностей. Подчинённые такого руководителя вынуждены жить в мире догадок и слухов, т.к. он постоянно замыкает информацию на себе. Инициатива либо не используется, либо подавляется, потому что он «всё знает сам» и никто, кроме него, «не выполнит работу особенно хорошо». При подобном стиле руководства чувство ответственности за общее дело у всех сотрудников будет очень ослаблено, а труд для них станет формальной обязанностью. Если авторитарный руководитель обнаружит ошибку, то он не будет объяснять, как её можно исправить, а только высмеет виновного. Как только подчинённые заметят, что их руководитель отсутствует, работа в коллективе замедлится, а в иных случаях и вовсе прекратится.